Музыканты, историки музыки и арт-менеджеры стали спикерами марафона от Знание.Лекторий на Московском джазовом фестивале

С 20 по 24 июня на площадке Московского джазового фестиваля на ВДНХ прошел просветительский марафон от Знание.Лекторий. Спикерами стали более 40 выдающихся музыкантов, деятелей культуры и искусства. Трансляция марафона набрала более 7,5 миллионов просмотров. Фестиваль состоялся при поддержке Департамента культуры города Москвы и Президентского фонда культурных инициатив.

Программа мероприятия включала в себя лекции и мастер-классы на самые разные темы, ведь влияние джаза огромно: его можно проследить и в моде, и в кино, и в экономике. Открыл марафон народный артист РФ, президент Московского джазового фестиваля Игорь Бутман. Он рассказал о том, как музыкальные фестивали влияют на культуру и экономику города. 

Гостями марафона стали директор Российской креативной недели Марина Абрамова и директор Московского джазового фестиваля, заместитель директора «Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана» Роман Христюк. Они затронули тему «Джаз как часть креативной индустрии».

Джазовая музыка стала креативной индустрией с момента своего возникновения. Об индустрии можно говорить, когда появляется продукт, созданный талантом человека, и когда вокруг продукта складывается аудитория. С джазом было именно так. И джаз с самого начала показал огромный потенциал для развития экономики. Например, Монтрё был сонным скучным городком в Швейцарии, пока там не придумали проводить джазовый фестиваль. И теперь ежегодно туда едут тысячи туристов, которые тратят деньги не только на билеты, но и на рестораны, гостиницы, мерч, то есть, вносят вклад в экономическое процветание города,

— рассказал Роман Христюк.

Развитые креативные индустрии влияют на индекс счастья человека. Это очень просто: ваше настроение зависит от архитектуры дома, из которого вы вышли, от качества работы приложения для вызова такси, от музыки, которая звучит в дороге. Представляете, вы садитесь в такси, а там джаз! В городе, где есть джазовые клубы, где проводятся концерты джазовой музыки, люди чувствуют себя счастливее,

— объяснила Марина Абрамова.

Генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов рассказал о том, как джаз существует в пространстве музея.

Выставки джаза делать непросто, потому что эту музыку нужно слушать. Но в год столетия российского джаза мы организовали масштабную выставку «Джаз!100! Россия!». Интересно, что большинство экспонатов мы получили прямо из рук музыкантов или их наследников. Среди них есть уникальные вещи, например саксофон легендарного Георгия Гараняна, который вы слышите в фильме «Бриллиантовая рука». Собрали около 500 экспонатов — плакаты, фотографии, музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства, журналы, в том числе и самиздатовские. Джазмены вообще неохотно расстаются с вещами. И чтобы их вдохновить, я им рассказывал, как сам Сергей Рахманинов передал свои рукописи музею, а Дмитрий Шостакович передал музею партитуру «Ленинградской симфонии». И так делали многие выдающиеся музыканты, а в 2022 году свой саксофон передал в музей народный артист России Игорь Бутман,

— отметил Михаил Брызгалов.

Руководитель оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз», народный артист России Сергей Жилин провел мастер-класс «Джаз – это не страшно».

Когда я учился в центральной музыкальной школе, мы изучали произведения классических композиторов, я и очень любил Шопена и Рахманинова. Но мне также нравилось то, что звучало вне школы — а именно джаз. Джазу нас не учили, и он казался мне чем-то недостижимым, страшно было подумать, что я тоже могу так играть. На самом деле джаз — это не страшно. Безусловно, он требует свободы мышления. Но эта свобода зиждится на определенных законах. В своем развитии музыкант может эти законы нарушать, но сначала их нужно как следует освоить. В этом и есть основной смысл обучения музыке,

— сказал Сергей Жилин

Еще одним спикером марафона выступил ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский. Он раскрыл тему «Джаз как один из факторов музыкального образования». Спикер отметил, что джаз учит находить внутри академического стандарта новые интонации и направления, например, не так давно хор имени Гнесиных исполнил «Джазовую мессу» Боба Чилкотта.

В Российской академии музыки имени Гнесиных джаз пользуется невероятной популярностью. Конкурс на факультет музыкального искусства эстрады один из самых серьезных — до 20 человек на место. Не могу сказать, что будущие джазмены чем-то сильно отличаются от других студентов, но в музыкальном плане они лучше других умеют быстро находить выход из любой ситуации. Классический музыкант рассуждает так: «Дайте ноты — будет музыка». А джазовому музыканту даешь тему, и начинается импровизация. Это люди с живым мышлением, которые буквально живут на сцене,

— рассказал Александр Рыжинский

Мероприятия Московского джазового фестиваля проходили на 7 городских площадках, 5 из них были открыты для свободного посещения. Всего на фестивале выступило более 1000 артистов из России и стран зарубежья. 

`