Молекулы-осьминоги, философия икигай и встреча с Дерсу Узала – во Владивостоке прошли полуфиналы конкурсов на звание лучшего лектора

С 11 по 13 апреля во Владивостоке проходил полуфинальный этап конкурсов «Лига Лекторов» и «Школьная Лига Лекторов», организованных Российским обществом «Знание». 12 взрослых и 5 юных претендентов на звание лучшего лектора, приехавшие из разных регионов Дальнего Востока, выступили в кампусе Дальневосточного федерального университета. Конкурсанты из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, Владивостока, Якутска, Райчихинска, Улан-Удэ познакомили слушателей с особенностями высшей нервной деятельности человека, нестандартным подходам в психологии, историей волонтёрских движений, глубинами химии, законами рекламной фотосъёмки. Зрители уже выставили оценки участникам, а результаты полуфиналов станут известны спустя несколько недель.

Полуфиналы во Владивостоке объединили участников из Приморья, Якутии, Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, Республики Бурятия. Полуфиналистов и зрителей приветствовали официальные лица.

Открыла конкурс министр образования Приморского края Эльвира Шамонова:

От имени губернатора Приморского края приветствую всех на территории столицы Дальнего Востока – города Владивостока! Если вспомнить Сократа – то он говорил, что умение ораторствовать означает -  всколыхнуть душу и приблизить её к тому предмету, о котором ты говоришь.  Здесь я вижу много молодых людей. Желаю им учиться у тех лекторов, которые будут выступать перед вами. Это очень важно, ведь чтобы объясниться в любви, надо быть оратором! Суметь рассказать о прочитанном младшему брату или сестре – для этого тоже надо быть оратором. Многие знания могут казаться сухими, а могут стать настолько интересными, что увлекут и вас, и тех, кто рядом, в необычайное путешествие.  Как бывший учитель и министр, я точно знаю: выигрывает тот, кто умеет убедить в своей правоте, кто умеет рассказать о происходящем простыми и ясными словами. Безусловно, лекторы, которые будут выступать перед вами, - люди высокоэмпатичные, с высоким эмоциональным интеллектом. Всем конкурсантам  - удачи и в добрый путь!

От имени хозяев площадки к участникам обратился проректор по молодёжной политике ДВФУ Александр Кайданович:

Конечно, мы рады видеть лекторов, приехавших со всего Дальнего Востока. Я считаю, вы все – уже победители, потому что выдержали колоссальный отбор. «Лига Лекторов» – это десятки тысяч участников, и встреча в полуфинале – уже определённая победа! Спасибо тем, кто смотрит выступления в онлайне, а также тем, кто пришёл сюда, чтобы увидеть живые выступления лекторов. Поздравляю всех с этим замечательным событием!

Выступления конкурсантов были разделены на 3 дня. 11 и 12 апреля стали конкурсными днями для взрослых лекторов. Первым выступил доцент кафедры информатики и вычислительной техники СВФУ, кандидат педагогических наук Максим Сорочинский. Тема его лекции «Мозг и образование – вместе навсегда» вобрала множество любопытных подробностей о работе человеческого мозга. По мнению лектора, в педагогике непременно стоит использовать сведения о мозге, накопленные другими науками. Мозг – сам по себе объект, достойный изучения, уверен лектор. И, зная особенности функционирования мозга, можно сделать обучение более эффективным. В то же время учёный подчеркнул: сон – лучший друг образования, поскольку даёт мозгу возможность отдохнуть.

Психолог Марина Линштейн посвятила свою лекцию арт-терапевтическому подходу в психологии, особо концентрируясь на образе дерева в исследовании ресурсных состояний. Она объяснила, что в своей работе психолога стремится «будоражить» воображение людей, возвращая им детские переживания. По мнению лектора, жизненный цикл дерева и человека во многом сходны, а осознание близости к живой природе и «корней» своего рода способно подарить человеку новый уровень осмысления бытия.

Заведующая кафедрой педагогики профессионального образования АмГПГУ из Комсомольска-на-Амуре Елена Анкудинова рассказала о мифах педагогики. Она собрала целую коллекцию наиболее распространённых мифов: «в Интернете всё есть», «самообразование может заменить школу или университет», «экзамены бесполезны», «скучать нельзя» и ряд других. В процессе лекции каждый миф подвергся коллективному анализу – и многие из приведённых шаблонов предстали как несостоятельные.

Университетский преподаватель из Благовещенска Евгения Гарнага назвала свою лекцию «Магия вне Хогвартса или научный феномен». Главный тезис выступления был таким: с помощью обширного инструментария психолога можно действительно творить чудеса. Лектор уверенно взаимодействовала с аудиторией, предлагая тестирование буквально по ходу презентации и тут же давая его результаты с помощью QR-кодов на экране.

Доктор филологических наук из Бурятии Жаргал Аякова поделилась своими открытиями о философии волонтёрства. Слушатели узнали, что само понятие добровольчества возникло ещё в ХVII веке. С тех самых пор и до настоящего времени суть волонтёрства осталась неизменной: это добровольная и бескорыстная помощь людям. Участница конкурса напомнила: волонтёрство – мощнейшая сила, а в основе его лежат альтруизм и сострадание. Лектор привела примеры современного волонтёрства в Бурятии - женщины собирают пожертвования на закупку материалов и шьют амуницию для военнослужащих, участвующих в СВО.

Учительница химии и биологии из Амурской области Анна Коротаева пригласила слушателей в символическую «мастерскую природы», чтобы познакомить с тонкими процессами химических взаимодействий, происходящих в мире органических веществ. Ей удалось передать аудитории своё восхищение красотой и разнообразием молекулярных соединений, среди которых есть молекулы-корзины, молекулы-щётки, молекулы-осьминоги и молекулы-«тыквы» или кукурбитурилы.

Второй конкурсный день открыла преподаватель ДВФУ Ольга Капцевич с лекцией о феномене креативности, способах её определения и развития. Нет человека, в котором совсем не было бы творческих способностей – такую мысль обозначила лектор в своём выступлении. Она привела множество любопытных примеров творческих проявлений мысли, в том числе из жизни известных людей, развеяла некоторые распространённые мифы – например, о том, что одно полушарие мозга у человека «отвечает» за логику, а другое – за креативность. Талантливый творческий человек способен соединять два процесса – заниматься решением повседневных рутинных задач и в то же время что-то изобретать.

Учёные пришли к выводу, что креативность можно повышать – например, даже перемещение в пространстве способно сделать людей более креативными. Это открытие вызвало в зале бурю восторга.

Продолжила цикл выступлений преподаватель колледжа индустрии моды и красоты, член Союза фотохудожников России Наталья Марченко, рассказавшая о канонах языка рекламной фотографии. Она посвятила слушателей в тонкости восприятия фотоизображений с применением разного типа освещения, композиции и цветовой гаммы. Цвет манипулирует нашим впечатлением – и дизайнеры, умело используя эту особенность, могут решать маркетинговые задачи.

Среди лекторов оказалась и руководитель направления корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Светлана Горшунова. Она выбрала темой своего выступления вопросы построения личной карьерной траектории и рассмотрела разные варианты карьерного роста. Карьера может быть вертикальной, горизонтальной или центростремительной – о каждом типе лектор рассказала максимально доходчиво, приводя в пример успешные кейсы из жизни. Не обошлось без восточной философии: Светлана познакомила молодёжь с философией икигай - японской концепцией, подразумевающей осознание собственного предназначения и умение находить радость в его исполнении.

К взрослым лекторам примкнула студентка медицинского университета Анастасия Дорохова. Предмет её презентации – сложное поведение человеческого иммунитета – заинтересовал многих. Участница конкурса доходчиво рассказала о механизме аллергии и объяснила, как люди нашли способ справляться с её негативными проявлениями.

Доцент ДВФУ Мария Киселёва в своей лекции обратилась к загадочному и вместе с тем широко известному образу таёжника-гольда Дерсу Узала. Она рассказала, как напоминания о прославленном спутнике исследователя Уссурийского края Владимира Арсеньева вписались в городскую среду Владивостока – в памятниках, выставках, театральных постановках, названиях рок-групп и компаний.

В завершение второго конкурсного дня с лекцией об истории развития отечественной конструкторской мысли выступил кандидат технических наук Илья Дудченко. Перед началом своего выступления он вручил директору научной библиотеки ДВФУ Сергею Соловьёву подарок для библиотечного фонда – сборник научных трудов «Возобновляемые энергетические ресурсы Сахалинской области». О своём пути в просветительстве лектор рассказал коротко: после многих лет преподавания он стал заниматься наукой, переехал из Комсомольска-на-Амуре на Сахалин, а не так давно полностью посвятил себя лекторской деятельности под эгидой Российского общества «Знание». Свою лекцию участник конкурса украсил слайдами о создании моделей парашютов, разработанных в разные годы в России и СССР.  Выяснилось, что лектор и сам питает пристрастие к парашютному спорту – и фото своего 800-го прыжка он включил в презентацию.

Третий день по традиции был отдан старшеклассникам. Пять дальневосточных полуфиналистов «Школьной Лиги Лекторов» постарались сделать свои доклады максимально насыщенными информацией и актуальными.

Лицеист из Амурской области Алексей Бакум заинтересовался личностью знаменитого советского академика Андрея Дмитриевича Сахарова, сосредоточив внимание в своей презентации на его гуманистических убеждениях, послуживших поводом к объявлению академика диссидентом. Начинающий лектор подробно рассказал об истории разработки термоядерного оружия в СССР, которой занимался Сахаров. Однако мало кто знает, что сам изобретатель опасного оружия боролся за запрещение его испытаний. В конце 60-х годов академик стал писать письма руководителям страны, заступаться за инакомыслящих, писать публицистические статьи с рассуждениями о цензуре и подавлении свободы личности. Он выступал и против войны в Афганистане. В итоге учёного за неугодные выступления отправили в ссылку, откуда он смог вернуться в Москву лишь в 1986 году.  В финале своего выступления Алексей объяснил, почему он выбрал личность академика Сахарова для участия в полуфинале: чтобы напомнить широкой аудитории о порядочном человеке и истинном патриоте, прославившемся не только важными изобретениями, но и своей гражданской активностью.

Ученица лицея «Звёздный» из Хабаровска Вера Баянова посвятила выступление творчеству отечественных поэтов «Серебряного века» - акмеистов, символистов, имажинистов. Она раскрыла историю поэтических течений, проследив возникновение их корней во Франции ХIХ века. Рассказывая о поэзии начала ХХ века, девушка цитировала немало известных поэтических строк, принадлежащих перу Блока, Ахматовой, Есенина, и давала толкование множества символов, обнаруженных в стихах.

Иван Кравцов из Благовещенска рассказал о чемпионате профессионального мастерства AtomSkills. Старшеклассник является амбассадором движения «Юниоры Росатома», работает в молодёжном пресс-центре этой организации. В своей презентации он дал аудитории расширенное представление о структуре госкорпорации «Росатом» и разнообразии ее социальных и бизнес-проектов.  Чемпионат AtomSkills – один из таких проектов, и в рассказе Ивана эти соревнования предстали эффективным мотивационным стимулом для молодёжи, увлечённой современными технологиями и творчеством. Иван также рассказал, что в этом году чемпионат будет проходить в середине июня и пригласил всех слушателей приехать и окунуться в атмосферу созидания и энергичной мысли, которая царит на мероприятии.

Лицеистка Надежда Тихонова из Забайкалья выбрала для презентации сложную тему – что значит быть инвестором в современном мире. Инвестировать может каждый, но быть инвестором – это значит, по-настоящему разбираться в финансовых потоках, уметь анализировать, не бояться рисковать, иметь хорошую выдержку – такую мысль старшеклассница сделала основным тезисом выступления. Старшеклассница постаралась быстро и доступно объяснить молодым людям, как делают деньги на биржевых торгах, почему люди покупают акции и облигации, от чего зависит рост или обвал стоимости ценных бумаг, что такое «сложный процент». Постоянно угадывать движения рынка невозможно, отметила Надежда, и поделилась советами, какие компетенции следует прокачивать с юных лет тем, кто намерен зарабатывать на фондовых рынках и вкладывать средства в перспективные проекты.

Завершала дальневосточный полуфинал «Школьной Лиги Лекторов» ещё одна ученица лицея «Звёздный» Диана Чичилимова. Темой её выступления стали символы поколений «бумеров», милленниалов и «зумеров» - от 60-х годов до наших дней. В презентацию девушка включила множество иллюстраций. Каждая эпоха по-своему уникальна, и зачастую разногласия между поколениями могут стать серьёзным камнем преткновения в отношениях отцов и детей, отметила Диана. Она обозначила основные черты каждого из трёх выбранных поколений, проделав для этого большую предварительную исследовательскую работу. Мы не можем сказать, каким будет следующее поколение – но можем запомнить черты нынешних поколений, отметила участница конкурса.

Каждому участнику предоставили только 20 минут на лекцию, в которой нужно было проявить все лучшие качества: логику, артистизм, актуальность информации. В конце выступления лекторов зрители в зале и онлайн могли отсканировать QR-код, чтобы оценить услышанное по нескольким критериям. Сейчас ведется подсчет баллов, а опубликуют их после того, как полуфиналы пройдут во всех десяти городах России.

Онлайн-трансляция и все записи выступлений полуфиналистов будут доступны для просмотра участникам сообщества Российского общества «Знание» в социальной сети «ВКонтакте», а также на сайте проекта «Лига Лекторов» и проекта «Школьная Лига Лекторов».

По итогам полуфинала 100 участников «Лиги Лекторов» и 50 участников «Школьной Лиги Лекторов» пройдут в финал, где им предстоит выступить на площадках ведущих вузов страны. Победители войдут в пул лекторов Российского общества «Знание» и будут участвовать в его мероприятиях.

`