Продолжается федеральный Просветительский марафон «Новые горизонты» Российского общества «Знание». Один из параллельных треков марафона «Новые горизонты. Наука», проходящий в Сочи, вновь собрал выдающихся ученых и исследователей, популяризаторов науки, успешных практиков, которые делятся своими знаниями и опытом со слушателями марафона — студентами и школьниками, активными участниками молодежных и общественных организаций, победителями всероссийских конкурсов и олимпиад. Онлайн-трансляции с площадок марафона доступны всем желающим на официальном сайте Российского общества «Знание», в сообществе ВКонтакте и на ресурсах партнеров.
В ходе дискуссий второго дня марафона обсуждались портрет современного молодого ученого, развитие искусственного интеллекта, взаимосвязь науки и культуры, достижения в области энергетики.
Открыл второй день научного трека руководитель направления «Национальная технологическая инициатива» Александр Степанов. Он рассказал о современных российских научных исследованиях технологии блокчейн, о достижениях в этой области и их значении. Наставник ответил на многочисленные вопросы школьников, которых интересовало, может ли блокчейн привести к исчезновению банков, в какие сферы нужно в первую очередь внедрять эту технологию и как блокчейн может помочь науке.
Перед учеными стоит задача совершенствовать криптографию, лежащую в основе блокчейна и финансовых транзакций, перед новыми угрозами в виде квантового компьютера. Такой компьютер способен взломать любые защиты. Специалисты ИТ должны быть готовы к новому классу решаемых задач в условиях технологического прогресса,
— отметил в завершение своего выступления Александр Степанов и призвал школьников
не увлекаться биткоином, а вместо этого читать научную литературу о технологиях будущего.
С лекцией о статусе современного ученого выступила президент Южного федерального университета Марина Боровская. Она рассказала, что сегодня в мире есть большой запрос на ученых и благодаря вовлечению молодежи в науку формируются новые научные команды, зарождаются интересные мысли, появляются нестандартные подходы к исследованиям. Наставник также познакомила слушателей с портретом современного ученого, который должен уметь быстро оценивать задачи, анализировать и прогнозировать будущие решения, а также эффективно работать в команде.
Будущим ученым я советую уже в школе изучать глобальные базы знаний, развивать практикоориентированные навыки, которые понадобятся в будущем, и самое главное — формировать собственный цифровой след, который отражается на репутации ученого и профессионала в целом. Молодым специалистам, чтобы быть конкурентоспособными, необходимо разбираться в современных трендах научных исследований, понимать, какие знания нужны для этих направлений, и постоянно развивать их,
— отметила Марина Боровская.
О важности непрерывного самообразования для успешной карьеры в любой профессиональной области говорил и художественный руководитель культурного центра «Сириус» Ханс-Йоахим Фрай. В своей лекции он подчеркнул, что в науке, как и в искусстве, основой успеха являются пять факторов: знания, навыки, талант и умение преподнести свои достижения внешней аудитории, креативность и личностные качества.
Важно создать плодородную среду для развития своих знаний и талантов. Для этого нужно отбросить излишнюю скромность, налаживать полезные контакты, участвовать в конкурсах и совершенствовать навыки самопрезентации,
— посоветовал наставник школьникам и студентам.
Еще одна познавательная лекция была посвящена промышленному дизайну. Директор дизайн-студии Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Максим Чащин объяснил, является ли промышленный дизайн наукой, технологией или всё же искусством, а также как соотносятся все эти три понятия. По его словам, всё, что окружает человека во внешней среде, будь то вагон метро, кофеварка или мобильный телефон, является продуктами промышленного дизайна:
Промышленный дизайн — это мостик между технологией и продуктом для людей. Чтобы стать специалистом в этой сфере, нужно в первую очередь быть внимательным к окружающему миру и хотеть изменить мир к лучшему.
Отвечая на вопрос из зала, когда роботы сменят людей в создании продуктов промышленного дизайна, наставник подчеркнул возрастающую роль искусственного интеллекта в генерировании дизайн-идей, однако отметил, что в обозримом будущем полностью заменить человека он не сможет.
О науке и образовании в области искусственного интеллекта в этот день говорил директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс» Александр Крайнов. Лектор рассказал о том, какие преимущества дает занятие наукой в области искусственного интеллекта, и о том, кто сейчас лидирует в этой области. Он также ответил на самый популярный вопрос: «Когда ИИ захватит мир?».
В сфере искусственного интеллекта есть мировой котел знаний, разработок и данных. В него вносят свой вклад университеты, компании, научные лаборатории и отдельные ученые, и разработчики. Это общемировое достояние,
— отметил наставник.
Обращаясь к молодежи, Александр Крайнов сказал, что нужно стремиться внести свой вклад в мировую науку. Ведь наука в сфере ИИ — удел молодых.
Школьники и студенты научного трека марафона с интересом послушали лекцию начальника группы АО «ВНИИНМ» (подразделение «ТВЭЛ» (Росатом) Андрея Мальгина о разработках в сфере ядерного топлива нового поколения безопасности — так называемого толерантного топлива. На вопрос, будет ли когда-нибудь на земле создано искусственное солнце как неиссякаемый источник энергии, наставник ответил, что такая сложная в научном и технологическом плане работа ведется несколькими странами, включая Россию. Актуальным также стало выступление руководителя направления Центра робототехники Сбер Михаила Владимирова о робототехнике и технологиях на службе современного общества. Он объяснил, как роботы могут работать совместно с человеком в одном пространстве.
Как отличить достоверную научную информацию от фейка, рассказал руководитель редакции «Наука» информационного агентства России ТАСС Андрей Резниченко. Журналист отметил важную роль популяризатора науки в распространении достоверной информации о научных открытиях и разработках в СМИ. По словам наставника, профессиональный научный журналист должен быть влюблен в свою профессию, быть ответственным за достоверность публикаций и рассказывать о науке так, чтобы читатели сами в нее влюбились. Лектор подчеркнул, что, прежде чем писать о науке, в ней надо разобраться.
Во второй день трека зрители марафона смогли посмотреть видеоэкскурсии с участием выдающихся ученых. Проректор по стратегическому развитию Московского авиационного института Александр Шемяков познакомил школьников с научными достижениями Центра «Авионика», где ведутся разработки в сфере отечественной авиации и космонавтики. Заведующий лабораторией физико-химии биомембран биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Евгений Максимов презентовал лаборатории фитобиологии и биофотоники. Еще одну видеолекцию провел директор ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Василий Акимкин. Зрители увидели Центральный научно-исследовательский институт Эпидемиологии, узнали о его истории, основных видах деятельности и последних достижениях. Антрополог, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ Станислав Дробышевский провел для ребят креативную лекцию-экскурсию «Древние люди» в Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева. Оставаясь в студии, экскурсанты побывали в зале, стилизованном под пещеру первобытного человека, под названием «Происхождение и становление человека».
Видеоэкскурсии, интервью и лекции пройдут для гостей Сочи и в завершающий, третий день марафона. Ребят ждут новые знания о медицине, генной терапии, VR-технологиях, космосе и многом другом.
Федеральный Просветительский марафон Российского общества «Знание» проходит в третий раз. В этом году он получил название «Новые горизонты». В центре дискуссий, лекций и мастер-классов марафона, составляющих более 220 часов просветительского контента, — новые возможности, которые открываются в нашей стране в различных сферах. На пяти площадках марафона выступят 200 выдающихся государственных и общественных деятелей, лидеров бизнеса, науки, культуры, спорта. Со всех площадок организованы пять параллельных эфиров. Каждый из них посвящен одному из пяти тематических треков: «Роль России в мире» (Москва, ВДНХ), «Мы вместе» (Москва, студия Российского общества «Знание»), «Новые горизонты. Экономика» (Санкт-Петербург, «Экспофорум»), «Новые горизонты. Наука» (Сочи, студия Российского общества «Знание»), «Новые горизонты. Информационные технологии» (Московская область, площадка 26-го «Российского интернет форума»).