В дискуссии приняли участие председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, а также депутаты Государственной Думы, члены Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Владимир Новиков, Павел Симигин и Николай Новичков.
За десять лет для опережающего развития дальневосточных территорий принято более 75 федеральных законов, более 400 актов Правительства. Наибольшей эффективности в ускорении экономики в этих регионах удалось достичь благодаря таким инициативам, как программа “Дальневосточный гектар”, проект “Свободный порт Владивосток (СВП)”, а также введению правовых режимов “Территорий опережающего социально-экономического развития” (ТОР),
— отметил Николай Харитонов.
Программа «Дальневосточный гектар» — это беспрецедентный механизм, позволяющий человеку бесплатно оформить и получить в пользование земельный участок площадью до 1 гектара на Дальнем Востоке. Гражданин сам выбирает участок и ведет на нем любую деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации. Проект получает продолжение и в Арктике. На сегодняшний день количество участников программы совокупно превысило 115 тысяч.
Свободный порт Владивосток — территория, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования. В рамках СПВ действуют налоговые льготы и административные преференции для резидентов. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности. С учетом опыта и практики реализации проектов режим свободного порта распространился на 4 региона и 22 муниципальных образования Дальнего Востока, а применение ТОРов стало возможным на всей территории Российской Федерации. По словам Николая Харитонова, на данный момент обсуждается вопрос создания международных ТОР.
Владимир Новиков подчеркнул, что укрепление Дальнего Востока как форпоста государства подразумевает продолжение активной политики по привлечению инвестиций, формированию социального и экономического роста, созданию новых рабочих мест и условий для привлечения населения, что подразумевает запуск новых законодательных инициатив.
Развитие мировой экономики сегодня происходит в Тихоокеанском регионе. Для нас особенно важно усовершенствовать логистику на Дальнем Востоке и в Арктике: автомобильные дороги, железнодорожный транспорт, авиаперевозки. Идет тотальная перестройка мышления, и прирост населения является главным показателем успешности реализуемых мер. А он, в свою очередь, невозможен без благоприятных экономических условий. Наша ответственность — сделать все возможное для дальнейшего опережающего развития Дальнего Востока и Арктики,
— прокомментировал Николай Новичков.
Другим показателем роста регионов служит их туристическая привлекательность. Павел Симигин сообщил, что на сегодняшний день стоит задача увеличить авиапарк на Дальнем Востоке в четыре раза, чтобы соответствовать существующему спросу на путешествия. Он также отметил, что текущие достижения в развитии авиационной доступности Дальнего Востока и Арктики стали возможны благодаря государственной поддержке по субсидированию и увеличению финансирования в этом направлении.
Стать участником мероприятий мультимедийной студии Знание.Лекторий может любой желающий. Выступления гостей транслируются на сайте Российского общества «Знание» и в сообществе ВКонтакте, а двери лектория на площадке ДВФУ открыты для всех участников и гостей Форума. Студенты университета и школьники Владивостока также могут лично посетить открытые дискуссии и кинопоказы.
Программа студии Знание.Лекторий сформирована совместно с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ), который является партнером Российского общества «Знание» с 2021 года: соглашение о сотрудничестве в области просветительской деятельности было подписано на VI Восточном экономическом форуме.