Фарфоровый завод А. Г. Попова

Материал из «Знание.Вики»
Фарфоровый завод А. Г. Попова
Клеймо фарфорового завода А. Г. Попова.jpg
Год основания 1804
Год закрытия 1875
Основатели Карл Мелли, Алексей Гаврилович Попов
Расположение Флаг России Россия:Хотьково Сергиево-Посадского района
Отрасль фарфоро-фаянсовая промышленность
Продукция посуда, художественные фарфоровые изделия
Фарфоровые изделия фабрики А. Попова, 1840—1850-е годы.

Фарфо́ровый заво́д А. Г. Попо́ва — один из ведущих фарфоровых предприятий России первой половины XIX века, действовавшее более полувека в селе Горбуново Митинской волости Дмитровского уезда Московской губернии (ныне Хотьково Сергиево-Посадского района), пополнившее фонд русского декоративно-прикладного искусства уникальными произведениями[1].

Поповский фарфор славился оригинальность и высоким качеством росписи, создав свой собственный оттенок кобальтого цвета (смесь оттенков сине-голубого и фиолетового цвета), нежно-синий, а также коричневый с оттенком золота. Предприятие занимало своё достойное место в истории русского фарфора. Продукция предприятия неоднократно выставлялась на всероссийских и международных выставках и получала призы. На своей продукции завод ставил клеймо синего цвета в виде монограммы из букв А и П. Редко клеймо делалось чёрной краской. На некоторые изделия кроме тисненого обычного клейма ставился краской особый знак в виде решётки[2].

История

Начало и становление

История одного из ведущих частных фарфоровых заводов России первой половины XIX веке века началась в селе Горубново Московской губернии. В 1804 году Карл Мелли, который ранее был комиссионером известной фарфоровой фабрики Ф. Я. Гарднера, построил свой собственный завод. Однако К. И. Мелли не проявлял особого энтузиазма в его развитии и в 1811 году принял решение продать свое детище московскому купцу А. Г. Попову (1760—1860), передав вместе с заводом и его гарднеровское наследие[3]. А. Г. Попов имел к тому времени опыт торговли фарфором, он был купцом первой гильдии, советником по коммерческим вопросам, а также с 1822 по 1825 год московским городским головой. Одной из проблем купца Попова было то, что по действующим тогда законам он не имел права привлекать к своей фабрике крепостных крестьян, поэтому в течение первых лет работы завода ему приходилось нанимать рабочих. Лишь в 1825 году Московское дворянское собрание позволило ему величать себя дворянином. С этого момента Алексей Гаврилович начал активно переселять в свое имение в селе Горбуново крепостных из остальных своих имений[1].

Благодаря предприимчивости и творческой натуре Алексея Попова развитие завода шло активными темпами, с каждым годом увеличивалась численность рабочих, расширялся ассортимент продукции. Андрей Гаврилович стал не только владельцем завода, но был лидером фарфорово-фаянсового бизнеса России, подняв свое предприятие на высокий уровень. Известный исследователь, искусствовед, полиграфист и художник Иван Иванович Лазаревский писал в книге «Среди коллекционеров»[4]: «А. Попов был человеком большой смекалки и большого художественного чутья. Он не только наладил техническую часть завода до полной безупречности, но всегда сам входил во все мелочи художественной части своего производства, меткими указаниями давая направление свои мастерам»[5]. На завод приглашались лучшие мастера, а новые кадры обучались тонкому живописному мастерству в заводской художественной школе. Технологи и художники завода Попова были специалистами высокого уровня, впоследствии многие из работников завода основали собственные производства. К началу 1815 года завод имел шесть горнов, и на нём трудились 283 наёмных работника. Вместе с расширением производства росла и слава продукции[2].

Его ведение хозяйственных дел на фарфоровом заводе вызывает восхищение. Он организовал химическую лабораторию и вёл, фактически, научно-исследовательские работы по разработке собственных высокотемпературных эффективных пигментов: голубого, зелёного и чёрного. Разработка фарфора на фабриках одной страны — России, и между странами была секретной и разрабатывалась на каждом заводе самостоятельно[6].

Клеймо завода Попова

Производители тонкостенной керамики клеймили свою продукцию, чтобы защититься от подделок. Предприятие купца Попова маркировало свою продукцию уже в первые годы работы. Алексей Гаврилович использовал клеймо-монограмму «АП» в многочисленных вариациях: красная, золотая, синяя, чёрная, нанесенная надглазурным, подглазурным способом или вдавливанием. Единого размера нет. В редких случаях фарфоровые изделия помечали словом «Поповы». Предполагается, что такое клеймо относится к периоду 1850—1860 годов, когда заводом управляли наследники купца Попова. Эту надпись делали синей или чёрной краской до покрытия фарфора глазурью, а также вдавливали штампом в массу необожженной глины[7].

От позолоченной каймы к ампиру

Первыми работами стали трактирные сервизы. Они были простой формы, декорированы позолоченной каймой. Некоторые модели украшали осенние пейзажи — в них преобладали желто-коричневые цвета. Следующим этапом развития стало изготовление сервизов со сплошным фоном. Украшали его вставки с изображением цветочных букетов. Постепенно стали делать посуду в стиле ампир, в росписи преобладали цветы, крылья. Со временем формы упрощались, рисунки становились сложнее[6]. Кроме основного фарфорового производства, на заводе работал художественный цех, где разрабатывали свои собственные рецепты красок, разрабатывали рисунки — появился свой собственный декоративный стиль. Фарфоровая масса приготавливалась с добавлением глуховского каолина (белая глина). Очень высокого качества была глазурь (стекловидное покрытие). Для росписи посуды использовались как надглазурная, так и подглазурная роспись. Эта важная особенность, подчеркивает ценность каждого предмета завода как авторского произведения. Изделия завода были ориентированы, в первую очередь, на массового потребителя. Продукция отличалась широким ассортиментом: столовые и чайные сервизы, вазы, чернильницы, трактирная посуда, статуэтки, сюжетные композиции, анималистические скульптуры и другие изящные вещи для дома[1]. В 1815 году журнал «Северная почта» написал, что молодая фабрика достигла большого мастерства в изготовлении фарфоровых изделий, а используемая в них живопись говорит о хорошем вкусе фабриканта. Заметка, опубликованная в 1815 году, стала первым общественным признанием[6][8].

Расцвет завода

Иван Лазаревский писал: «В тридцатых и сороковых годах достигает своего наивысшего расцвета завод А. Попова, самый значительный и самый интересный из всех русских фарфоровых заводов середины прошлого века»[5]. Изделия нового завода, благодаря высокому качеству и художественному уровню, стремительно завоёвывают популярность у российских покупателей. Продукция фабрики удовлетворяла вкусы большого круга потребителей. Главный оборот продукции составляла «трактирная посуда», которая пользовалась успехом у московского купечества. В чайных заведениях по всей России подавали чай в красивых и прочных изделиях завода Попова, для трактирщиков, которым в первую очередь требовалась недорогая, прочная и привлекательная посуда. Фарфор Алексея Гавриловича угодил всем запросам. Высокой прибыли заводы достигали с помощью объёмов, а не высоких цен[9]. Объём производства трактирной посуды был впечатляющим: в 1859 году было произведено 19000 чайников, 6540 дюжин чашек, 1250 дюжин блюдец. В 1850-е годы оборот фабрики доходил до 50 тысяч рублей в год. Благодаря своей дешевизне и прочности, поповская красивая фарфоровая посуда (тарелки, кружки) прочно вошла в быт русских людей среднего достатка[1]. Декоративные вазы больших и малых размеров, кашпо, авторские сервизы, часы и другие предметы интерьера стали ярким примером прикладного искусства, занимали почётные места на российских и международных выставках. В 1831 году, в Москве, на первой Всероссийской мануфактурной выставке произведений отечественной промышленности фарфор завода А. Попова был удостоен золотой медали. Начиная с 1831 года завод А. Попова участвовал во всех выставках российских мануфактурных изделий в Москве и Петербурге. В 1833 году Алексей Гаврилович Попов получил орден Святого Станислава IV степени, а в 1839 и 1841 годах его сын Дмитрий Алексеевич за участие в выставках был награждён орденами Святой Анны III степени и Святого Владимира IV степени. До самой кончины Попова предприятие процветало[7].

Особенности и отличия

У фарфора Поповых есть свои особенности и отличия. Главная особенность изделий — их художественный декор с доминирующей английской темой. Изначально фабрика выпускала классические изделия. Алексей Григорьевич с присущим ему энтузиазмом искал собственный уникальный стиль. Поповский фарфор привлекает яркостью, чистотой и декоративностью красок. При оформлении изделий мастера уделяли особое внимание каждому элементу, тщательно его прорабатывали. Тарелки, чашки, вазы, сервизы расписывались вручную. Особенной популярностью пользовался насыщенный синий цвет. Ещё одно художественное достоинство изделий — это сочетание сплошного фона и цветочных композиций в крупных медальонах — «мушелях». Цвет основного крытья был ярко синий, голубой, зелёный, жёлтый и отлично перекликался с красочной палитрой букетов и гирлянд. Яркий, звучный цветовой аккорд и множеством выразительных оттенков дополнялся деликатным золочением. Красочные композиции из крупных цветов дополнились орнаментом. Все это позволяло отличаться от других фабрик и создавать изделия для разных сословий[1].

Статуэтки

Помимо посуды, завод Попова славился и фарфоровыми статуэтками.

И хотя поповскому фарфору не удалось достичь уровня фарфора Императорского фарфорового завода, он превзошёл фарфор завода Гарднера, в особенности по уровню скульптуры[6].

Редкая для российской продукции тонкость подглазурной и надглазурной росписи, свойственная поповским фарфоровым статуэткам, ставит их в один ряд с аналогичными изделиями знаменитого Майсена. Поповские статуэтки пользуются высоким спросом, не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни: уникальная посуда и статуэтки теперь выставляются в музеях и хранятся в частных коллекциях[2]. Мастера поповской фабрики делали и сложные группы фигур. Уникальность фарфоровых фигурок в их поразительной реалистичности и невероятной привлекательности бытового мотива. Народные традиции и характеры легли в основу ярких художественных образов. Прототипами произведений служили живые люди, представители самых разных профессий: крестьянки и прачки, разносчики газет, старьевщики, музыканты с балалайками, мастеровые, крестьяне — все персонажи выполнены реалистично, за что и ценятся. Простота и отсутствие надуманных поз, выразительность цветовой палитры делала фигурки попова очень ходовым художественным товаром, доступным широкому кругу.

Упадок завода

После смерти Алексея Гавриловича в конце 1850-х годов художественная ценность продукции фабрики падала. Сначала фарфоровая фабрика перешла во владение дочери Татьяны, а потом в 1865 году к Дмитрию Алексеевичу, а затем к сыновьям Дмитрия: Василию, Ивану, Алексею и Николаю. Дети и внуки А. Г. Попова, не смогли продолжить успех его дела. Предприятие было почти разорено, несколько раз перепродавалось. Фарфоровым предприятием некоторое время владели Рудольф Федорович Шредер, армянин Халатов, купец Василий Иванович Фомин[8]. Усилия очередного владельца купца Фомичева по возрождению былого успеха завода не увенчалось успехом, и производство фарфора к 1875 году было закрыто. Технология производства красок перешла к братьям Корниловым, формы для изготовления скульптур и сервизов — к представителям завода Иконникова[6].

Память

На месте фарфоровой фабрики возникла ткацкая фабрика. Однако А. Г. Попов оставил после себя память иного рода. В 1863 году в селе Горбуново «тщанием Господина и Кавалера Алексея Гавриловича Попова» была построена каменная церковь на месте деревянной церкви 1848 года. Строительство храма было начато самим Алексеем Гавриловичем, закончено было его вдовой и детьми. Главный престол был посвящен небесному покровителю владельца села Горбуново святителю и чудотворцу Алексию, митрополиту Московскому. По свидетельству старожилов, в убранстве церковных интерьеров был широко использован фарфор. В нижнем этаже имелась усыпальница со склепами. Вероятно, в одном из них был погребен А. Г. Попов. При Алексеевской церкви имелись деревянные здания церковноприходского училища и богадельни. Богадельня на 30 человек содержалась на проценты с капитала, пожертвованного А. Г. Поповым. Храм был закрыт и частично разрушен в советское время. Восстановленный и отреставрированный силами прихожан и клира в 1990—2010-е годы, в настоящий момент он является действующим и представляет собой одну из важнейших достопримечательностей города Хотькова. В Хотьково вдоль дороги на столбах освещения висят памятные таблички с изображением изделий фабрики, а на одой из улиц города граффити, посвящённые производству[8][10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Евгения Галимзянова. Фарфоровый завод А. Г. Попова. Энциклопедия. Всемирная история. Дата обращения: 6 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Фарфоровая фабрика А. Г. Попова. Энциклопедия. Дата обращения: 6 июля 2024.
  3. С. Ж. Жекишева, Ж. С. Жумагулова. Древний и вечно молодой фарфор России. Дата обращения: 6 июля 2024.
  4. Иван Иванович Лазаревский. Среди коллекционеров. — В. Секачев. — 170 с. — ISBN 978-5-4481-0479-4.
  5. 5,0 5,1 А. Митрофанов. А. Попов: благотворител, купец, он делал уникальный фарфор, который никто не смог повторить. Милосердие.RU (8 сентября 2023). Дата обращения: 9 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Кузьмина Вера Павловна, кандидат технических наук. Россия. Развитие технологии получения фарфора.Фарфоровый завод А. Г. Попова. — 2020. — 48 с.
  7. 7,0 7,1 Фарфоровый завод А. Г. Попова. Антикварный салон. Дата обращения: 6 июля 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Алексеевская церковь в Хотьково и посуда в сельце Горбунове.. Хотьково в сети. Дата обращения: 6 июля 2024.
  9. Фарфор А. Попова. Сергиевская кухмастерская. Дата обращения: 9 июля 2024.
  10. Логотип YouTube Видео Культурный город. Алексей Попов — король русского фарфора

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!